История возникновения
Классицизм пришел на смену манерному рококо в XVII веке. На тот момент, архитекторов все больше привлекали строгость и спокойствие античной, греческой архитектуры: простота общего решения , четкость и ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций. Интерес к древности возрос благодаря открытию Помпеи в 1755 году. Новый стиль - классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. Однако уже XVIII-XIX века принято считать неоклассицизмом.
Особенности стиля
Основной чертой классицизма можно назвать стремление к скульптурной четкости форм, пластической завершенности, к ясности и уравновешенности композиции.
Представители
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Классицизм в России
Классицизм в России зародился во 2-й четверти 18 века, под идеологическим влиянием эпохи Петра I. Однако, опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург. Яркими примерами классицизма могут служить: Невские ворота Петропавловской крепости, Казанский собор, Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр.